Родители детей, нуждающихся в дорогом лечении за рубежом, жалуются, что им отказывают в фонде «Қазақстан Халқына». С такой ситуацией столкнулась и семья 11-летнего Эмиля Сартаева из Караганды.
Сердце мальчика может остановиться в любой момент, но родители верят, что за границей есть шанс на спасение. Почему Эмилю и некоторым другим детям отказали в фонде?
У Эмиля огромное сердце, оно разрослось на всю грудную клетку и почти не качает кровь. Мальчика лечат в столице, но врачи говорят, единственный шанс для него – трансплантация органа в 18 лет. Но до нее ребенок может не дожить, беспокоится мама. Она нашла клинику в Китае, где помогли двум казахстанским детям с таким же диагнозом. В надежде женщина отправила заявку в фонд "Қазақстан Халқына", но получила отказ.
ЕКАТЕРИНА САРТАЕВА, мама Эмиля:
– Мой ребенок хочет жить! Он такой же гражданин такой этой же республики.
В Казахстане все больше родителей жалуются, что получили отказ от фонда «Қазақстан Халқына» и вынуждены самостоятельно объявлять сбор денег. В фонде заверили, что изучают каждую историю болезни тщательно. К примеру, Эмилю отказали, потому что китайская клиника предлагает экспериментальное лечение стволовыми клетками. Ни один врач и ни один медпротокол это не рекомендуют.
АЙКЕРИМ ЕСЕНАЛИ, официальный представитель фонда «Қазақстан Халқына»:
– Попечительский совет принимает решения об оказании благотворительной помощи, ссылаясь на заключения экспертного комитета. В экспертных комитетах при фонде «Қазақстан Халқына» работают на благотворительной основе специалисты с большим опытом, со своей нейтральной объективной позицией.
Фонд оказывает помощь сверх государственной в социальной, а также сфере образования, здравоохранения и ЧС. Он не будет оплачивать дорогие зарубежные клиники, если есть дешевле. Или тем, кто не получил квоту, потому что не знал, что каждый год документы нужно подавать заново. Не оказывает помощь, если возможно финансирование из госбюджета, даже если пациент считает, что за рубежом лечат лучше.
К примеру, в Казахстане могут сделать трансплантацию. Однако в Карагандинской области еще не было ни одного случая, чтобы родственники умершего согласились отдать его органы на пересадку.
САЛТАНАТ САРИЕВА, региональный трансплант-координатор Карагандинской области, врач-нефролог высшей категории:
– По области, как обычно, проблема очень большая в этом плане. У нас не было ни одной донации посмертной. А больных все больше и больше. Особенно нуждающихся в пересадке почек. Ну, и печени и сердца, конечно, в меньшем процентном соотношении.
На сегодня по Казахстану в пересадке почек нуждаются больше трех тысяч человек, печени – 160, сердца – 150, из них шестеро – дети. А им нужно дождаться 18 лет. В Казахстане выделяли квоты на трансплантацию органов в Индии, но из-за пандемии приостановили. Только в марте этого года больше 30 казахстанцев умерли, не дождавшись донорских органов.