В стране - критический дефицит донорских органов. Около трех тысяч казахстанцев сегодня зарегистрированы в «листе ожидания» и находятся в очереди на трансплантацию.

Мультиорганный забор у одного посмертного донора позволяет спасти шесть пациентов. Однако за прошлый год от 1035 потенциальных доноров процедура забора произошла всего 9 раз, а количество упущенных донаций составило 1025. 

Умножив эту цифру на пять, легко подсчитать, сколько жизней можно было бы спасти, разрешив изъятие органов у скончавшегося родственника.

 Очередь за будущим

 В новом Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения РК одним из главных камней преткновения стал вопрос о согласии на посмертное донорство. Отныне каждый казахстанец, не запретивший при жизни изъятие своих органов, после смерти рассматривается в качестве потенциального донора. Эта новость породила массу слухов и домыслов, которые медики пытаются развеять.

- Нормативно-правовые акты нашей страны, регламентирующие вопросы трансплантации органов и тканей, как и в большинстве развитых стран, четко расписывают процедуру посмертного изъятия при наличии на это прижизненного волеизъявления гражданина, - разъясняет региональный транспланткоординатор по Карагандинской области Салтанат Сариева. - При этом получение согласия родственников - супруга и других - на изъятие органов обязательно. При отсутствии зарегистрированного желания человека получение аналогичного согласия также обязательно. Таким образом, изъятие органов у тела без одобрения родных в нашей стране невозможно. Это соответствует рекомендациям ВОЗ, и Казахстан принял эти рекомендации. Однако нельзя не отметить, что именно это право послужило причиной большинства отказов родственников от посмертного забора органов.

В соответствии с международными требованиями для определения потенциального посмертного донора у больного, как правило, находящегося в реанимации в глубокой коме и на искусственной вентиляции легких, должна быть констатирована гибель мозга, официально приравненная к смерти больного, которая обязательно осуществляется комиссионно. После этого происходит беседа с родственниками на предмет получения согласия на изъятие органов. И только в случае его получения потенциальный трупный донор переходит в статус «актуализированного», и начинается работа по лекарственной защите органов для дальнейшей пересадки. При этом ставится в известность республиканский транспланткоординатор, начинаются формирование трансплантационной бригады, чартерного рейса санитарной авиации, службы МВД для сопровождения машины медиков, оповещения трансплантационных центров, взятие образцов крови донора для определения совместимости с потенциальными реципиентами. Одна специализированная бригада осуществляет забор органокомплекса сердца и легких, пересадка которых проводится только в кардиохирургическом центре страны, другая - забор печени и почек для других центров. Все это происходит в режиме экстренной службы, задействованы десятки людей и различные организации. Поэтому вызывают искреннее удивление разговоры о возможности какого-либо бизнеса в этих условиях.

Кстати, в соответствии со статьей 116 УК РК принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей живого лица для трансплантации либо иного использования, а также совершение незаконных сделок в отношении органов и тканей живого лица наказываются лишением свободы до 12 лет с конфискацией имущества.

 Тем временем доступность операций по трансплантации для больных с терминальной недостаточностью жизненно важных органов все еще остается крайне низкой, прежде всего из-за критического дефицита донорских органов, а также по причине недостаточных знаний и низкой осведомленности граждан о данной проблеме. На сегодняшний день наибольшая потребность в почках - новый орган ждет 2 971 человек, в числе которых - 98 детей. Пересадка печени требуется 136 взрослым и 5 детям. Пересадка сердца необходима 146 реципиентам, 7 из которых - дети, трансплантация легких - двум казахстанцам.

- Количество пролеченных по стране составило 30 188 человек, их них умерли 3811, в том числе 1 574 в возрасте 18-62 лет. Условное возможное количество спасенных больных при реализации потенциала посмертного донорства составило бы 7870. К большому сожалению, этого не произошло, - добавляет С. Сариева.

Смертельные предрассудки

Карагандинец Александр Горшков - отец двоих детей. Он давно стоит в «листе ожидания» на пересадку почки, а пока вынужден трижды в неделю ездить в гемодиализный центр на процедуру искусственной очистки крови. К сожалению, его родственники не могут стать донорами.

- Я заболел почти 16 лет назад. Тогда прогнозы были плохими, врачи говорили, что проживу всего пару лет, - рассказывает мужчина. -   Но сумел продержаться подольше. Лечился в основном за рубежом. Теперь стало получше, второй год я на гемодиализе, три раза в неделю по четыре часа провожу у аппарата. Стою в очереди на орган, но передо мной - более двухсот человек. Надежда его получить, конечно, есть, но очередь не двигается, потому что, к сожалению, отсутствуют доноры. Мне очень жаль, что родственники погибших не дают разрешения на изъятие органов. Из-за каких-то предрассудков они не понимают, что могут помочь другим.

В нашей стране проделана очень большая работа по интеграции международного опыта, исключающего нарушение прав и свобод граждан по охране здоровья, считает республиканский координатор Центра координации трансплантации и высокотехнологических медицинских услуг Виктор Маджуга.

- С учетом опыта Испании, мирового лидера в трансплантологии, в Казахстане с целью создания эффективной национальной системы органного донорства в 2012 году был организован Республиканский центр по координации трансплантации с трехуровневой моделью управления, - рассказал он. - На первом уровне работают три республиканских трансплантационных координатора, на втором - 17 специалистов в областных центрах, городах республиканского значения и столице), на третьем - 27 специалистов в донорских стационарах, в том числе 9 психологов. Деятельность созданной службы призвана обеспечить выявление проблем в области трансплантологии и предлагать способы их устранения.

Работа по совершенствованию нормативной правовой базы в трансплантологии продолжается. С 2020 года в Казахстане внедрена Медицинская информационная система учета доноров и реципиентов, автоматизирующая регистрацию и учет всех процессов в области трансплантации в стране, сейчас проводится ее опытная эксплуатация. Она призвана обеспечить абсолютную прозрачность всех процессов, начиная от постановки пациента на учет в «лист ожидания», заканчивая автоматическим выбором реципиента на пересадку органа после анализа на тканевую совместимость, а также анализа выживаемости пациентов после операции по пересадке органа. Данная система исключает возможность вмешательства человеческого фактора в процедуру выбора реципиента.

Тем временем на eGov.kz появилась онлайн-функция по предоставлению согласия или отказа на пожертвование тканей или органов для трансплантации. Для получения услуги необходимо авторизоваться через ЭЦП или одноразовый пароль, выбрать услугу «Регистрация согласия или отзыва согласия на прижизненное добровольное пожертвование тканей (части ткани) и (или) органов (части органов) после смерти в целях трансплантации» в разделе «Здравоохранение». Далее пользователь выбирает тип заявления: «Регистрация отзыва на согласие» либо «Регистрация согласия». В случае регистрации согласия у пользователей есть возможность выбора определенных органов в целях трансплантации, которые указываются при подаче заявления на eGov.kz. Ранее для этого нужно было обратиться в поликлинику, к которой вы прикреплены, и написать заявление, сейчас это можно сделать не выходя из дома.

 

http://inkaraganda.kz/articles/160020 

 

Донорларға арналған ақпарат