«НК» решил выяснить, почему развитие трансплантологии касается каждого из нас

Как только на egov.kz активировалась онлайн-функция по регистрации согласия или отказа на добровольное посмертное донорство, эта новость взорвала соцсети. «Нас теперь не будут спасать и начнут убивать», «В моргах людей потрошат и продают их органы», – стали писать сотни казахстанцев, напрочь отрицающих «жизнь после смерти».

Увы, донорство в Казахстане никак не хочет развиваться, потому что общество его категорически не принимает. Тем временем люди, ожидающие пересадку, умирают, так и не получив шанс на жизнь. Так что же представляет собой донорство, и каким оно бывает?

Пока бьется сердце…

В Казахстане существует два вида донорства органов: прижизненное и трупное. Прижизненным донором по закону может стать дееспособный человек старше 18 лет, находящийся с реципиентом в генетической связи или имеющий с ним тканевую совместимость. Важно – он должен выразить письменное нотариально удостоверенное согласие для трансплантации. Второй момент – донорство в нашей стране безвозмездное. Иное преследуется по закону!

Чаще всего донорами для больных становятся родственники: матери отдают почку своим детям, делятся частями печени. Они готовы на все, лишь бы любимый человек жил. Вот только помочь тем, у кого проблемы с сердцем или легкими, никто живой не может. В таких случаях очень бы помогло трупное донорство. Что это такое? Это изъятие органов у человека, которому выставлен диагноз «смерть мозга». Такие пациенты неизбежно умирают, их уже не спасти, но они могут помочь другим – еще живым и очень нуждающимся в донорском органе.

Заведующий реанимацией Костанайской областной больницы и по совместительству региональный координатор по вопросам трансплантации Александр Сачко рассказывает, что в нашей стране есть списки тех, кто ждет пересадку, а вот список доноров отсутствует… Люди годами ждут донорские органы и не доживают до дня пересадки.

За четыре года костанайским врачам удалось обеспечить 15 заборов органов. Для региона это хорошая цифра, но на самом деле мы отстаем от остального мира…

– Пять лет назад в Казахстане был организован Республиканский центр по координации трансплантации, который ищет доноров в больницах страны. В этом им помогают региональные координаторы, – объясняет Сачко. – Диагноз «смерть мозга» ставят в случае, когда нет рефлексов, и больной самостоятельно не дышит. Такое обычно происходит после обширного инсульта или серьезной черепно-мозговой травмы. Если видим, что пациент погибает, мозг не работает, то организуем консилиум, состоящий из заведующего нейрохирургией, главного невролога и меня. На основании всех данных мы выставляем диагноз. Это означает, что человек уже умер.

После начинается самый трудный процесс – общение с родственниками, чтобы получить их согласие на изъятие органов. Парадокс, но в казахстанском законодательстве действует презумпция согласия: если при жизни человек не задокументировал свой отказ, то после смерти его органы вправе изъять для трансплантации без разрешения близких. Однако на практике никто не рискует пользоваться этим правом. Даже если родные умершего согласны отдать его органы, находятся другие, которые начинают обвинять врачей в преступных намерениях.

– Бывает, первая жена против, а вторая за. После нас начинают вызывать в прокуратуру. Мы не хотим скандалов, поэтому ни разу не проводили забор без согласия родственников, хотя это законно, – акцентирует врач. – Люди, не сталкивающиеся с пересадкой органов, не понимают, что это такое, но ведь никто в этой жизни ни от чего не застрахован. А вы поставьте себя на место матери, у которой ребенок страдает от страшной патологии. К примеру, у нас была молодая девушка с тяжелой черепно-мозговой травмой после аварии. Было принято решение отдать ее почку 12-летнему мальчику, который с рождения не мог ходить в туалет. В нашей стране очень много больных, нуждающихся в пересадке. Только донорское сердце ждут 136 человек!

Как отмечает Сачко, оно среди всех органов приживается лучше всего. Шансы почти 100-процентные. Но где достать столько сердец?

Объясняем алгоритм дальше: если человеку выставлен диагноз «смерть мозга» и получено согласие родственников на донорство, врачи начинают проводить множество анализов, чтобы исключить опасные болезни (СПИД, туберкулез, а также COVID-19). Только после получения удовлетворительных результатов (что происходит далеко не всегда) в регион санавиацией летит бригада врачей из разных медцентров и начинает изъятие органов. Сама пересадка проходит уже в Нур-Султане, Актобе и Шымкенте. В Костанае такие операции не проводят. Из-за коронавируса трансплантация в этом году встала на паузу: Центр трансплантологии был на карантине. К тому же органы доноров с COVID-19 пересадке не подлежат.

В целом в процессе трансплантации принимают участие десятки человек. По этой причине говорить о коррупции не приходится.

– После выставления диагноза врачи ставят свои подписи и несут личную ответственность. Все сообщается выше, все проверяется. Обследования мы передаем в Центр трансплантологии, там перепроверяют диагноз. И мы же не знаем, давал больной согласие на изъятие или нет, мы же его лечим до последнего, оперируем. О какой коррупции идет речь, если пересадка проходит на безвозмездной основе? – отвечает на слухи наш собеседник. – Когда мы производим забор, присутствует человек из прокуратуры. После мы не знаем, кому пойдет этот орган, потому что делаются еще более серьезные анализы на совместимость. Это не очередность на квартиру, один орган подойдет одному из ста.

Самое важное в процессе пересадки – время. Для того чтобы вживить орган другому человеку, необходимо изъять его из донора, пока у того еще бьется сердце. Если говорить буквально, то почки и печень «достают» еще из живого человека. Однако он уже ничего не чувствует.

– Когда погибает мозг, сердце еще работает благодаря водителю ритма, остальное врачи ведут искусственно: за легкие дышит аппарат, мы держим давление почек, – делится опытом врач-реаниматолог. – До получения всех анализов и приезда столичной бригады мы должны «удержать» пациента. Бывает, что они не доживают.

Религия не позвляет

Чаще всего близкие тяжелых больных, которых просят отдать органы нуждающимся, категорически отказываются: боятся гонений родственников или ссылаются на религиозные взгляды. Однако ни одна религия этого не запрещает. Верховный муфтий РК подчеркивает, что донорство – благая цель. Русская православная церковь также выступает за пересадку органов, если это необходимо для спасения жизни. По словам Александра Сачко, на такие беседы нередко приглашали имамов и батюшек. После этого родственники соглашались на изъятие органов.

– Мы не можем спасти человека, у которого уже погиб мозг, но мы можем дать шанс другому. У нас же говорят: пусть он умрет с органами. Только вот мы всех умерших больных отдаем в патологоанатомическое бюро, где происходит разрезка органов на мелкие кусочки. Тех, кому требуется вскрытие, «цельными» не хоронят. Получается, что мы эти органы просто выкидываем в урну, – объясняет реаниматолог.

Для сравнения: во многих европейских странах по закону тело человека после его смерти принадлежит государству. В Бельгии и Чехии, к примеру, не спрашивают разрешения у родственников и сразу изымают органы в пользу тех, кто ждет пересадку.

Что по закону?

В Казахстане с введением нового Кодекса «О здоровье» планируется создать базу данных, где было бы указано, согласен человек на посмертное донорство или нет. Это делается для того, чтобы не тратить время на беседы с родственниками, а сразу заглянуть в базу, и при положительном ответе человека проводить анализы и искать реципиента. Если же человек отказался, то врачи не будут поднимать этот вопрос вообще.

Также изъятие органов не будет производиться, если при отсутствии прижизненного волеизъявления человека его супруг/супруга или иные близкие родственники не согласны.

Но лучше всего самому сделать этот выбор: либо через портал egov.kz, либо в поликлинике по месту прикрепления. Важно, что свое решение можно менять неограниченное количество раз!

Подробнее о том, зачем нужна пересадка органов, кому она требуется, кто может стать донором, как подписать отказ или согласие, можно прочитать на сайте transplant.kz. Это официальная и достоверная информация, которой можно верить.

P.S.: Мы провели в соцсетях опрос на тему донорства. Из 677 человек (72% опрошенных) не согласились бы стать донорами. При этом у 91% респондентов нет знакомых, кому бы требовалась пересадка. Только 57 человек из 647 хотя бы косвенно столкнулись с данной проблемой. Если об онкологии и ДЦП знают все и готовы помогать, то о больных с «железным» сердцем или живущих только благодаря гемодиализу едва ли кто слышал. Выходит, что такие пациенты и их близкие остаются один на один со своим недугом. А если бы с вами случилась такая беда, вы бы изменили свое отношение к донорству?

 

Источник https://top-news.kz/bez-donorstva-my-mnogih-pohoronim/

 

Донорларға арналған ақпарат