RU

Проблемы трупного донорства обсудили ведущие трансплантологи Казахстана в Актобе.

Регион был выбран не случайно: он по праву считается одним из передовых в стране: операции по пересадке жизненно важных органов тут проводят с 2014 года. За несколько лет на базе Актюбинского медицинского кластера провели 38 операций по пересадке донорской почки и 12 – печени. Врачи с золотыми руками готовы бы делать и больше, но не хватает органов.

Проблема в том, что далеко не каждый человек, даже родственник, совместим по показателям с больным. В качестве альтернативы используют трупное донорство. Казалось бы, метод неновый, практикуется во всем мире, но у нас, по всей видимости, менталитет еще не тот.

Изъяли почки... без разрешения

Летом 2017 года родственники 22-летнего Серикболсына Кошербая обратились с иском в суд. Их сын получил в драке серьезную травму головы. После смерти врачи изъяли у него обе почки. Когда об этом узнали родные, органы уже успели пересадить двум женщинам. Операции прошли успешно, но благое дело переросло в скандал. Близких донора возмутило, что врачи не удосужились спросить у них разрешения на изъятие и трансплантацию органов сына. Специалисты посчитали себя правыми: они воспользовались презумпцией согласия, при жизни парень не отказался от донорства органов после смерти, значит, закон позволяет изъять его органы и пересадить нуждающимся.

Резонансное дело в суде завершилось примирением, но без последствий не обошлось: количество трансплантаций органов с использованием умершего донора в регионе сократилось до минимума. По данным республиканского центра трансплантации, в этом году родственники лишь одного человека дали добро на изъятие органов после его смерти.

Чтобы решить эту проблему, в регионе ведут разъяснительную работу, однако ситуация не меняется. Главный врач области Асет КАЛИЕВ первым в Актобе разрешил изъять органы после своей смерти, однако и это не повлияло на общую картину.

“При жизни человек может как согласиться, так и отказаться от донорства. Имеется приказ МЗ № 360 от 18 мая 2015 года, утвержденная форма заявления, в поликлиниках должен быть журнал. После подачи заявления донора проверяют по базе на наличие каких-либо заболеваний, выдают ему справку и вводят в регистр доноров”, – объясняет руководитель управления здравоохранения.

В режиме ожидания

Директор Республиканского центра по координации трансплантации и высокотехнологичных медицинских услуг Жаксылык ДОСКАЛИЕВ также бьет тревогу: число операций по трансплантации органов с использованием в качестве донора умершего в Казахстане продолжает снижаться. В этом году проведено всего девять таких операций. В прошлом их было 24. Между тем 2 250 казахстанцев живут в ожидании донорских почек, почти 450 – нуждаются в пересадке печени, еще 150 – сердца, 10 – надеются на замену легких.

“Многие так и не дожидаются донорского органа, но вместо них прибывают другие”, – утверждает Доскалиев.

Только в Актюбинской области 137 человек нуждаются в пересадке почек, 37 – трансплантации печени.

Инфекция не помеха?

Кроме отрицательного отношения людей к трансплантации имеется еще одна проблема. У 70 процентов доноров находят различные инфекции и хронические патологии. А такие органы не могут быть использованы для трансплантации.

“Инфицированность населения вирусным гепатитом В, С, сифилисом, туберкулезом достаточно высока. Хотя, согласно международной практике, при гепатите В и С органы можно пересадить пациенту с таким же диагнозом. То же самое касается сифилиса”, – говорит Жаксылык Доскалиев.

Трансплантологи считают, что уже с 2019 года в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” необходимо внести поправки, которые разрешат пересаживать органы человека с инфекцией.

2023. Все права защищены

© Разработано в ABC DESIGN - создание сайтов в Астане