RU

По итогам 2021 года было проведено лишь две операции по пересадке сердца. Хотя количество потенциальных доноров было 93. То есть те, кто погиб в результате смерти головного мозга.

Родные скончавшихся наотрез отказываются от изъятия органов. При этом в листе ожидания – больше 3 тысяч казахстанцев, а не дождались донорских органов в прошлом году 341 человек. Больше всего казахстанцы нуждаются в почке – 3018 человек, затем идут печень и сердце.

С железным сердцем 54-летний Талгат Айнакулов живёт уже 6-й год. Тяжелый когда-то график работы подорвал здоровье, в главной мышце нарушился обмен веществ. Сердце в один момент перестало справляться со своими функциями. Врачам пришлось вживить в организм Талгата искусственное.

Талгат Айнакулов, пациент из листа ожидания на пересадку сердца:

– Первые 2 года было тяжело. Сами понимаете, это инородное тело, организм долго сопротивлялся. Плохо спал, плохо ел. Но постепенно я привык. Стал следить за своим самочувствием.

К сожалению, подобный аппарат – временное спасение, пока не найдется донорское сердце. Времени мало – около 6 лет. Получается, у Талгата Айнакулова срок использования его «железного сердца» подходит к концу. И проблема не в дефиците специалистов. Операции по пересадке сердца в Казахстане делают бесплатно и успешно. А вот доноров практически нет.

Талгат Айнакулов, пациент из листа ожидания на пересадку сердца:

– Хочется верить, что дождусь донора. У меня 4 сыновей, хочу увидеть их счастье, будущее, хочу жить. Не хочу терять надежду. Вы знаете, это как заветная мечта. Ты ждёшь, реагируешь на каждый звонок. В прошлом году примерно в октябре мне позвонили. Нашёлся донор для другого парня. Я очень обрадовался за него. Тогда подумал, есть надежда. Надо верить.

Анар Шаймергеновой 33 года. Девушка ведёт собственный блог в Инстаграм. Это своего рода отдушина для тех, чья жизнь начала обратный отсчёт. У Анары 3,5 года назад отказали почки. Её состояние сейчас поддерживает диализ – 3 раза в неделю кровь пациентки от шлаков очищает специальный аппарат. Органы родных оказались несовместимы. Нулевые шансы сделать операцию по пересадке почки в Казахстане вынудили Анару открыть самостоятельно сбор на операцию в Беларуси.

Анар Шаймергенова, пациентка из листа ожидания на пересадку почки:

– Конечно, много идей, много чего хочется сделать, но из-за того, что не работают твои органы, ты физически сильно устаёшь. Мне приходится очень много пить лекарств. Меня, к сожалению, ни разу ещё не вызывали. Я в 2019 году была на диализе, со мной лежал парень, которого вызвали, и он уехал оттуда на трансплантацию, и очень успешно. Он живёт с этой почкой. У него двое детей. Кто-то подарил ему жизнь.

Около 300 человек ежегодно погибает в Казахстане, не дождавшись трансплантации. Резкий спад пришёлся на 2018 год. Как раз в те годы в стране разгорелось несколько скандалов вокруг врачей-трансплантологов. В Минздраве вынуждены были ввести обязательную презумпцию согласия. Если раньше согласие родных было необязательным, сейчас без него врачи даже не подходят к погибшему. Результат –в листе ожидания больше 3 тысяч казахстанцев. А операций по пересадке от трупного донора в 2021 году сделано лишь 10. Причина в религиозном аспекте. Хотя ни одна из официальных не запрещает пересадку.

Нурлан Каирбеков, начальник управления духовной экспертизы ДУМК, доктор PhD:

– Шариат Ислама говорит, что пересадка органов разрешается, есть некоторые аспекты, которые нужно соблюдать при этом. Нужно убедиться полностью, что человек умер, и только потом можно использовать органы для сохранения жизни другого человека.

Дмитрий Байдек, протоиерей, ключарь Успенского кафедрального собора:

– Надо подойти к этому вопросу исходя из ценностей жизни. Мой близкий человек умирает и его невозможно спасти, и это очевидный факт, какие-то его органы могли спасти жизнь другому человеку. Здесь мы, наверное, должны видеть то, что мой близкий будет жить в другом человеке. И, может быть, какая-то связь духовная будет с ним.

Список тех, кому нужна пересадка органов, регулярно растет. Больше всего казахстанцы нуждаются в почке. 3018 человек, 77 из них – дети. На втором месте – печень. 161 человек. В ожидании сердца, а это операции только при помощи органов погибших в результате смерти головного мозга, находятся 6 детей и 141 взрослый. Некоторые из него выбывают, так и не дождавшись. Процедура от «А до Я» полностью автоматизирована, поэтому мифы некоего «черного рынка» по продаже органов беспочвенны.

Жаксылык Доскалиев, доктор медицинских наук, профессор:

– Донор и его родственники абсолютно не знают, кому будут «пересаживаться». Бригада, которая будет пересаживать эти органы, тоже не знают, кому именно они будут пересажены. У нас имеется программа, и в соответствии с ней определяют, кому будут пересаживать. Тут человеческого фактора нет.

Айгуль Амантаева, корреспондент:

– По новому кодексу о здоровье теперь каждый казахстанец может запретить или разрешить изымать свои органы. Достаточно поставить галочку в нужной графе на портале «Электронного правительства». По информации из открытых источников за 2020 год, официально высказались против посмертного донорства больше 4 тысяч человек. Свежих данных в пресс-службе Минздрава нам не озвучили. Хотя официальный запрос чиновники получили больше недели назад. И именно в таком вопросе хотелось меньше бюрократии, когда на кону стоит жизнь больше 3 тысяч человек.

Автор: Айгуль Амантаева

 

Источник: https://khabar.kz/ru/news/obshchestvo/item/139231-v-kazakhstane-prakticheski-svelos-k-nulyu-trupnoe-donorstvo

2023. Все права защищены

© Разработано в ABC DESIGN - создание сайтов в Астане