На текущей неделе казахстанские СМИ активно осветили новость о новой услуге «eGov» – «Функция по предоставлению согласия или отказа на пожертвование тканей или органов для трансплантации».
Данная услуга стала доступна благодаря принятым в мае текущего года поправок в закон.
Согласно информации портала «eGov» гражданин РК посредством авторизации может выбрать услугу — Регистрация согласия или отзыва согласия на прижизненное добровольное пожертвование тканей (части ткани) и (или) органов (части органов) после смерти в целях трансплантации» в разделе «Здравоохранение». Затем необходимо выбрать тип заявления: «Регистрация отзыва на согласие» либо «Регистрация согласия».
Если пользователь регистрирует согласие на трансплантацию, у него есть возможность выбрать определённые органы для донорства, которые необходимо указать при подаче заявления, добавили в пресс-службе.
Согласно новому кодексу о здоровье, медицинские работники не обязаны уведомлять родственников умершего о том, что у него посмертно изымают органы, если при жизни он дал на это официальное согласие, так как новый кодекс подразумевает регистрацию волеизъявления гражданина РК при жизни о согласии или отказе на трансплантацию органов.
Если человек при жизни не оформил отказ от посмертного изъятия органов, по закону его родственники могут заявить о своём несогласии на трансплантацию органов умершего.
Анализ общественного мнения по данной новости в социальных сетях не вызвало активного обсуждения. Однако результаты опроса пользователей ИА «Zakon.kz» на платформе «Telegram» «Zakon.kz» по теме: «Как вы относитесь к посмертному донорству?» показал интересную картину.
Всего в опросе приняло участие 9 585 пользователей. Более 56% (5 555 пользователей) респондентов против донорства (из 30% отказались, а 26% — категорически против), при этом 22% (2187) не против, но думаю, что мои органы никому не подойдут (ввиду вредных привычек – алкоголизма, курения) и только 22% (2126) готовы пожертвовать своими органами, ради спасения нуждающихся.
Эти данные демонстрируют неготовность казахстанского общества к посмертному донорству.
Подтверждением этом стала озвученная министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдатом Мусиным статистика в ходе Правительственного часа в Сенате Парламента. Так по заявлению министра в течении 2 дней было подано около 500 заявок, из которых 400 отказов и только 60 согласий.
Подобное отношение общественности к инициативам государства вполне объяснимы. По логике вещей посмертное донорство — это благое и хорошее деяние, и оно направлено на спасение и помощь нуждающимся, все это отлично понимают, однако в любом деле есть всегда подводные камни, а именно, в отсутствии открытости реализации данной услуги, передачи органов донора нуждающимся, в отсутствии доверия к медицинским работникам, которые будут принимать решения передачи органов, ведь в период пандемии отдельные медицинские работники засветились продажей дефицитных медикаментов. Подобные выходки дельцов все больше отдаляют простых граждан от государственных инициатив.
Текущий анализ комментариев пользователей ИА «Zakon.kz» и газеты «Ақ Жайық» позволил выделить основные мотивы отказа от посмертного донорства:
— отсутствие открытости процедуры передачи органов донора;
— существование коррупции в донорстве (богатые);
— наличие коррупции и получения выгоды со стороны медицинских работников;
— боязнь роста черного рынка продажи донорских органов.
При этом, пользователями было предложено на добровольно-принудительной основе заставить педофилов и маньяков жертвовать органы нуждающимся, с целью смягчения наказания и прощения вины перед обществом за свои злодеяния.
Отношение духовенства на посмертное донорство
Несколько лет назад ДУМК в 2017 году издал отдельную фетву по посмертному донорству. Например, не разрешается пересаживать органы без разрешения родных, или сам человек должен оставить завещание и разрешение на операцию. Только тогда трансплантация не будет считаться грехом.
«Мы не запрещаем — ни косвенно, ни напрямую. Мы даже проводим с родными умерших беседы. Очень важно забирать органы только после остановки сердца. По шариату считается смертью, когда душа человека покидает тело», — говорит сотрудник духовного управления Медет Курмашулы.
По данной тематике также дал свои комментарии имам мечети «Нур Гасыр» г. Актобе Кайрат Дарменов. По его заявлению при трансплантации при жизни нужно учесть следующее: она разрешается, если нет никаких других способов лечения больного.
Донор должен достичь зрелого возраста и дать свое добровольное согласие на пересадку. Врачи должны удостовериться, что операция пройдет успешно, и орган подойдет человеку, потому что есть вероятность, что орган может и не подойти. Пересадка не должна навредить здоровью и жизни донора. В Исламе все люди равны. Одна жизнь не дороже другой. Спасая жизнь одного, нельзя навредить другому. Орган нельзя продавать, пересадка должна быть безвозмездной. Комиссия минимум из 3 высококвалифицированных врачей должна принять письменное решение о крайней необходимости пересадки и безопасности ее для донора и ознакомить с ним обе стороны. Пересадка не должна касаться половых органов.
При трансплантации после смерти нужно учесть следующее: смерть человека (донора) должна быть явной, не клинической. Минимум 3 высококвалифицированных врача должны письменно засвидетельствовать смерть человека, только после этого разрешается пересаживать орган покойного. Крайняя необходимость в пересадке обусловливается неимением других способов лечения больного, кроме трансплантации. Врачи должны удостовериться, что операция пройдет успешно, и что орган подойдет человеку, которому делают пересадку. Человек при жизни и в здравом уме должен дать согласие на пересадку после своей смерти. Не разрешается брать органы у человека в таком количестве, чтобы тело сильно опустошалось. Надо относиться к телу и органам покойного бережливо и с уважением, даже если он мертв. Операция должна проходить в медучреждении, имеющем на это право от государства и под строгим контролем.
Пересадка органа расценивается как милостыня, за которую человек получит награду. Ведь этот орган может спасти жизнь, а это величайшее из благодеяний. Всевышний Аллах сказал: «а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (сура «Трапеза», 32 аят).
Некоторые считают, что пересадка органов недозволительна, так как человек не является хозяином тела. Тело – аманат Всевышнего, дарованный человеку на хранение. Поэтому, считают они, человек не вправе распоряжаться своим телом, отдавая органы другим людям. Безусловно, тело – это аманат, такой же, как имущество, которое Аллах даровал человеку. Но Аллах разрешил распоряжаться этим имуществом и раздавать его другим. Аллах сказал: «и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» (Свет, 33). Поэтому, если человек вправе жертвовать своим имуществом, он вправе жертвовать и своими органами после смерти. Но Шариат категорически запрещает продажу органов. ».
Однозначно при правильно устроенной процедуре изъятия органов и в первую очередь принципа открытости передачи органов доноров нуждающимся поможет решить текущую проблему нехватки доноров, а также повысит доверие граждан к отечественной системе медицины.
Время покажет….
Подробнее https://kazislam.kz/posmertnoe-donorstvo-glazami-obshhestvennosti-i-religii/